Йога все больше проникает в сознание и умы людей, становясь образом жизни. Большинство людей, достигнув определенного уровня сознания или находясь в вечном поиске истинного смысла жизни, так или иначе обращаются к практике йоги. Сидячий образ жизни нашего современного общества, который сковывает тело, вечная беготня и стрессы, все это приводит к физическому и психическому напряжению и к проблемам со здоровьем, будь то проблемы со спиной или какие-то психические расстройства. И все чаще человек по совету доброжелателей или по рекомендации врачей обращается за помощью к йоге и ее волшебным исцеляющим асанам.
Что же такое асана и почему ей приписывают столько удивительных полезных и целительных свойств?
Прежде чем обратиться к значению слова асана, необходимо понимание смысла термина “йога”. Йога – это уравновешенное состояние ума, эмоций, чувств, сознания, гармония души и тела, обретя которые человек чувствует внутреннюю целостность.
По определению Патанджали: “Йога – это остановка колебаний сознания”, которые мешают нашему сосредоточению и концентрации, поэтому на помощь йогу приходит асана.
Асана – это третья ступень Аштанга-Йоги. В “Йога-сутрах” Патанджали асана определяется как “Sthiram, sukham, asanam”, что означает: “то положение, которое удобно и устойчиво”. Следовательно, асана – это устойчивое положение, в котором тело и ум могут находиться в спокойном, расслабленном и умиротворенном состоянии очень длительное время. Асана – это проводник тела к уму, а ума к душе.
Польза асан неоценима. Они оказывают глубокое воздействие на психическое, физическое и духовное состояния человека. При систематической практике асан происходит непосредственное воздействие на все железы внутренней секреции эндокринной системы, что способствует выделению оптимального количества гормонов, улучшается кровоснабжение всех органов, повышается тонус всего тела, устраняются шлаки, токсины и энергетические блоки. Это все нормализует как физическое, так и психическое состояние человека.
Правильные и регулярные асаны дисциплинируют ум и расширяют духовный горизонт. Человек становится уравновешенным, решительным и уверенным в себе, ему легко удается концентрироваться и двигаться к своей цели.
Йога асаны подготавливают тело к духовному развитию человека, а именно позволяют приблизиться к следующим ступеням Раджа-йоги к Пратьяхаре, Дхьяне, Дхаране и Самадхи.
“Молодые, пожилые, престарелые, даже больные и дряхлые – все достигнут совершенства в йоге посредством постоянной практики. Успеха дождется тот, кто занимается, а не тот, кто не занимается. Успеха в йоге нельзя добиться просто чтением священных текстов. Нельзя его достигнуть ни ношением одежды йога или саньясы (отшельника), ни разговорами о нем. Лишь в постоянной практике кроется секрет успеха. Истинно, в этом нет сомнения”. (“Хатха Йога Прадипика”, гл.1, стихи 64-66) (Прояснение Йоги., Б.К.С. Айенгар).
В чем отличие от обычных положений тела и гимнастических упражнений?
Асана дает устойчивость, здоровье и возвращает подвижность суставов, которая присуща нам от рождения. Но человеческий организм устроен таким образом, что за ненадобностью некоторые функции организма атрофируются. Устойчивая и комфортная поза порождает умственную уравновешенность и препятствует непоследовательности мыслей. И хотя асаны сами по себе не могут дать духовного просветления, они, тем не менее, являются важной частью духовного пути йогина.
Некоторые люди считают, что асаны – это всего лишь физические упражнения, не имеющие никакой связи с духовным развитием. Это совершенно не так. Для тех, кто стремится пробудить спящую энергию и развить свои психические способности, асаны являются необходимым средством.
Асаны – это не просто гимнастические упражнения для развития гибкости и поддержания тонуса, это позы, требующие контроля, сосредоточенности и полного отвлечения чувств. Отличие асан от обычных физических упражнений в том, что в асане задействованы совершенно другие мышцы. В асане включаются в работу мелкие мышцы, которыми мы в повседневной жизни практически не пользуемся, поэтому в асанах происходит пробуждение каждой клеточки всего организма.
Также в асане задействован другой тип мышц нежели в физических упражнениях. Это красные мышечные волокна, которые потребляют меньше кислорода. Движения в асане медленные и плавные. Во время выполнения йога асан дыхание и обмен веществ замедляются, потребление кислорода и температура тела падают.
Для выполнения асан требуется чистое, хорошо проветренное помещение, отсутствие близкого расположенных предметов мебели, коврик и решимость. Путем практики в асанах приобретаются ловкость, равновесие, выносливость и большая жизнеспособность.
Как написал Б.К.С. Айенгар: “Признаками прогресса на пути йоги являются здоровье, чувство физической легкости, устойчивость, ясность речи, благозвучный голос, приятный запах тела и свобода от вожделений. Ум уравновешен, безмятежен и спокоен. Человек становится воплощением смирения”(Прояснение Йоги., Б.К.С. Айенгар).
Откуда появилась асана?
Основоположником йоги принято считать Шиву. Он является создателем йога асан. Существует предположение, что изначально им было создано 8,4 млн асан, соответствующих количеству видов живых организмов на планете. Со временем асаны модифицировались йогами, и на данный момент существует всего несколько сотен видов асан.
Йоги того времени жили вдали от мирской жизни и суеты. Они жили в дикой природе – в горах и лесах. Они вели полностью аскетичный образ жизни, получая все необходимое от природы и изучая жизнь обитателей леса. Поэтому Асана возникла из самой природы. Все названия асан так или иначе означают названия животных или природных объектов.
Природа совершенна и естественна, так же и мы стремимся стать более совершенными и гармоничными, учась и взаимодействуя с великим творением Бога. Б.К.С. Айенгар великолепно об этом написал: “Когда асана хорошо освоена, она выполняется без усилий и неприятных ощущений. Движения становятся изящными. При выполнении асан тело ученика принимает множество форм, которые встречаются у различных существ, от низшего насекомого до самого совершенного мудреца, и он обнаруживает, что во всех существах дышит один и тот же Вселенский Дух – Дух Божий. Во время практики он смотрит внутрь себя и ощущает присутствие Бога в различных асанах, выполняемых им так, словно он припадает к стопам Господа”(Прояснение Йоги., Б.К.С. Айенгар).
Асаны подразделяются:
- по типу выполнения: на стоячие, сидячие, лежачие, перевернутые, скрутки, наклоны, прогибы и балансы;
- по типу воздействия: гибкостные, скручивающие, силовые, перевернутые, сдавливающие и комбинированные;
- по задачам: медитативные, терапевтические, активизирующие и успокаивающие.
- Свами Сатьянанда Сарасвати также разделяет Асаны по степени подготовки адепта на три группы: для начинающих, людей средней подготовки и опытных практикующих.
- Также асаны бывают динамические и статические.
Существует ряд ограничений выполнения некоторых асан для людей с определенными болезнями и нарушениями. Таким людям следует с осторожностью подходить к этому вопросу и обязательно консультироваться с врачом или преподавателем йоги.
Ко всем асанам, в особенности сложным перевернутым асанам, необходимо идти последовательно и проходить через все подготовительные ступени, строго следуя инструкциям. Некоторые ученики пренебрегают инструкциями, пытаясь перепрыгнуть через ступени асаны. Но это может привести к травмам, неверному выполнению или же привычке выполнять неверно, что в свою очередь также приведет к асимметрии тела. Необходимо изначально взращивать в себе привычку правильного построения и выравнивания тела в асане.
Как подчеркивал Свами Сатьянанда Сарасвати: “Неподготовленные люди должны в полной мере осознавать, что риск получения достаточно болезненных растяжений во время практики асан повышенной сложности очень высок. Во многих из этих асан требуется располагать и передвигать конечности совершенно необычными способами; постепенное привыкание к трудным конечным положениям намного лучше, чем форсированное овладение ими за один день, что принесет больше вреда, чем пользы” (Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха.,Свами Сатьянанда Сарасвати).
В своей личной практике в освоении сложной асаны “Чатуранга Дандасана” я совсем не торопилась, понимая, что совершенство в ней придет само постепенно, если я буду доводить до совершенства подготовительные к ней асаны, например Бхуджангасану, Урдхва Мукка Шванасану и верхнюю планку и укреплять таким образом свой плечевой пояс и запястья.
Перевернутые позы для меня были чем-то немыслимым и не достижимым, потому что я с детства боялась стоять на руках и на голове. Возможно этот был какой-то психологический барьер, потому что в перевернутых асанах мы не чувствуем полного контроля и расположения тела в пространстве, по крайней мере на первых порах освоения.
Б.К.С. Айенгар хорошо написал по этому поводу, что “Должно пройти некоторое время, прежде чем начинающий сумеет ориентироваться в обстановке во время стойки на голове. Вначале все будет казаться совершенно незнакомым. Указания и инструкции будут сбивать с толку, придется делать усилия, чтобы мыслить ясно и действовать логично. Все это происходит от страха упасть. Лучший способ побороть страх – хладнокровно пережить ситуацию, которой боишься. Тогда создается правильное представление о ней, и страх исчезает. Упасть во время разучивания стойки на голове отнюдь не страшно. Если не удастся удержаться, следует только сразу ослабить переплетение пальцев, расслабиться и мягко опуститься, сгибая колени. Тогда только перевернешься на полу и улыбнешься” (Прояснение Йоги., Б.К.С. Айенгар).
Спустя месяц регулярной практики мне удалось победить свой страх и войти в Саламба Ширшасану 1 под чутким руководством моего наставника. Не следует пытаться выполнять эту асану до тех пор, пока не будут полностью освоены более легкие перевернутые асаны. Очень сложно избавиться от привычки неправильно стоять на голове, это так же трудно, как избавиться от плохой привычки.
Более того, неправильная стойка может вызвать боли в шее, плечах, спине и голове. Это касается асан и других типов. Также важны компенсирующие асаны, снимающие напряжение от предыдущей асаны, например, после серии прогибов следует сделать наклоны вперед и наоборот. После практики или после совершения группы сложных асан обязательно нужно выполнить Шавасану. Эта асана позволяет расслабить ум и тело.
Каждая асана требует осознанного внимания, концентрации, сосредоточения, соответствующего дыхания и правильной методики выполнения. И только тогда асана станет устойчивой, легкой, совершенной и принесет чувство единства тела, ума и души.
Список используемой литературы:
- Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха. Свами Сатьянанда Сарасвати; Пер с англ.: Леонтовский Е. — К.: София, 2000. — 272 с. — ISBN 5-220-00352-6
- Йога Дипика. Прояснение Йоги. Б.К.С. Айенгар; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — 496 с. — ISBN 978-5-91671-062-5
Выполнила студентка
Московского Университета Йоги
Преподавательского курса
Губайдуллина Ф.М.