Вы когда-нибудь видели тибетского мастифа? Это собаки огромного размера, обладающие роскошной длинной шерстью. Живут они в горах Тибета, на больших высотах. Многие убеждены, что мастиф был одной из первых одомашненных собак, однако что позволило и людям, и животным адаптироваться на высоте, где и воздух разрежен, и температуры довольно низкие? Ведь мы живем в низинах, в тех условиях, что наиболее подходят человеческому организму.
На самом деле, способность выживать в поистине экстремальных условиях появилась в результате скрещивания с другими видами, и здесь мы имеем в виду как собаку, так и людей. Это помогло развить новые генетические механизмы, необходимые для адаптации.
На высоте 4000 метров овчарке или пекинесу придется очень тяжело, зато тибетский мастиф чувствует себя прекрасно. Ученые провели исследования и пришли к выводу: скорее всего мастиф имеет гены серых волков, которые жили на больших высотах еще 20 тысяч лет назад.
Кстати, и сами тибетцы имеют в своем геноме следы давно вымершего представителя гоминид — Денисовского человека. Это, по словам ученых, отличный пример того, какое влияние могут оказать на механизмы адаптации межвидовые браки, заключенные тысячелетия назад.
Изучением феномена тибетского мастифа занимается генетик Чжень Ван, сотрудник Шанхайского Института Биологических наук. По результатам его исследований, скорее всего 24 тысячи лет назад древние собаки переселились вместе с людьми в район Тибетского плато. К суровым условиям приспосабливались, эволюционировали в них и собаки, и люди. Время превратило ранних представителей собак в мощных, длинношерстных мастифов. Организм животных научился существовать в условиях малого количества кислорода и пониженных температур.
Более ранние исследования показали, что организм мастифов (как, впрочем, и тибетцев), вырабатывает меньше гемоглобина. Это белок, который находится в красных кровяных тельцах и переносит кислород по организму. Именно это позволяет собакам (и, конечно, людям) избегать инсультов и тромбов, ведь в условиях нехватки кислорода организм старается выработать побольше эритроцитов, которые захватят побольше воздуха.
В этом сыграл роль ген EPAS1, отвечающий как раз за уровень гемоглобина. Откуда же он взялся? Обитатели высокогорья приобрели этот ген от Денисовского человека, жившего и на территории Сибири, и в Азии.
А что же собаки? Вероятнее всего, тут постарались древние серые волки, обитавшие на больших высотах и прекрасно приспособленные к тяжёлым условиям.
Чтобы доказать это научно, пришлось провести анализ ДНК. У 29 представителей псовых взяли генный материал: в списке были китайские равнинные и горные волки и деревенские собаки, золотой шакал и, конечно же, тибетский мастиф. Как выяснилось, мастиф больше родственник все-таки китайским собакам, но в их ДНК присутствуют две зоны, указывающие на скрещивание с серым волком давних времен. Это зоны уже упомянутого гена EPAS1 и ген НВВ, отмечаемый у тех животных, что предпочитают обитать на высоте.
Теперь нужно было уточнить, когда же произошло скрещивание собаки и волка. Для этого было выстроено эволюционное древо для гена EPAS1. Результаты подтвердили предположения: эти два вида животных были повязаны в то же время, когда появились первые тибетцы — примерно 24 тысячи лет назад.
Некоторые исследования подвергают сомнению эту теорию, так как было обнаружено, что собак стали приручать на 8 тысяч лет позже. Тем не менее, никто не спорит, что самой древней китайской породой собак является все же тибетский мастиф.
Сами серые волки, внеся такой вклад в собачью генетику, не получили ничего полезного — во всяком случае, никаких генетических доказательств найдено не было. Что касается Денисовского человека, передавшего нам уникальные гены, он вымер, так же не обретя никаких преимуществ над нашим видом.