Мула-бандхи
– «Корневой замок» называют в йоге эту технику. В переводе с санскрита «Мула» – основа, корень «Бандха» – это замок, узы, связывать. Эти слова, по-моему, точно отражают действия этой техники.
Согласна с мнением о том, что если сокращать определенные группы мышц, то ощущение полной телесной и психической релаксации можно добиться благодаря периодически повторяющемуся чередованию напряжения и расслабления мускулатуры. В этом и заключается эффект данного замка.
Мула-бандха активизирует парасимпатику волокон крестцового сплетения, при этом стимулирует сенсорно-моторную и вегетативную систему тазовой области. Одновременно происходит улучшение кровообращения и стимулирования в данной области.
Если контролируя усилием воли сокращать или сжимать группы мышц промежности, то напряженные мышцы от нервных клеток передают нервные импульсы в головной мозг и возбуждение охватывает по нейронной цепочке все нервные центры. Таким образом, данное сокращение мышц промежности воздействует на жизненно важные системы организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, эндокринную и другие.
На собственном опыте знаю, что на физическом уровне практика Мула-бандхи учит сознательной работе с мышцами таза, что обеспечивает определенную и безопасную свободу для движений позвоночника. Мула – бандха является основой для любого движения человеческого тела.
Доказано, что этот благотворный замок способен сжимать и поднимать кишечник и нижнюю часть живота, регулирует давление внутри тела и обеспечивает дыхание в легких.
Опираясь на свою практику замка знаю, что в теле создается необычная легкость. Правильное выполнение бандхи позволяет чувствовать тело более мобильным.
Чтобы понять физиологию Мула–бандхи вспомним анатомию: наш таз – это костная структура, которая поддерживается связками, а тазовое дно состоит из мышечной и соединительной ткани. Эти ткани имеют возможность пересекаться и накладываться друг на друга.
Если разделять тазовое дно на части, то получим три области: область мочеиспускательного канала, промежность и анальный сфинктер.
1. Обучаться бандхе лучше начинать с Ашвини-мудры – сокращение анального сфинктера. Мышцы данной области соединяются с основанием позвоночного столба. Как правило, мы всегда сокращаем и другие мышцы тазового дна вместе с анальным сфинктером.
2. На втором уровне лучше освоить изоляцию промежности (области между анусом и гениталиями). Хотя это не так просто.
3. Когда начинаешь работу с мочеиспускательным каналом и влагалищем, важно вспомнить упражнения Кегеля и все получится.
Теперь сводим воедино все уровни, и выполняем саму Мула–бандху. Для этого нужно подтянуть вверх так называемую тазовую диафрагму. Она представляет собой комплекс из мышц, идущих от лобка до копчика и держащих верхнюю половину влагалища, матку, мочевой пузырь, простату и прямую кишку. С практикой можно обнаружить, что можно подтянуть дно таза глубоко внутрь возможно, и не сокращать при этом анус и внешние слои промежности.
Я согласна с мнением, о том, что выполнение Мула-бандхи увеличивает кровообращение в органах малого таза и устраняет застойные явления. Кровоснабжение области таза улучшается, что позволяет тканям наполняться кислородом и питательными веществами. За счет этого укрепляются стенки сосудов, и стимулируется венозный кровоток. Функции малого таза улучшаются, так как все системы этой области начинают стабильно работать. Укрепляются мышцы самого таза.
Согласно древним текстам, именно здесь находится клубень, называемый «канда» – источник пранических токов, позволяющий энергии кундалини подниматься вверх по Сушумна – нади. Благодаря этому йог способен войти в соприкосновение с первопричиной всего сущего, силой, контроль над которой обретается с помощью Мула-бандхи.
Я считаю технику бандхи не сложной: нужно сжать анус и подтянуть к пупку, обращая внимание на работу других областей промежности, сохраняя при этом ровное и спокойное дыхание.
С уверенностью присоединяюсь к мнению о том, что с практикой Мула – бандхи организм очищается, наполняется легкостью, бодростью и энергией. Все это помогает более полноценному выполнению асан и контролю над сознанием.
Автор: Цайкина Елена (Йога Интенсив)