Анализ ДНК показал – женщины контролировали власть в Северной Америке

В культуре большинства стран царил патриархат — это известно нам из учебников древней и новейшей истории. Однако такой тип общества не был повсеместно распространен. К примеру, ученые подозревают, что в культуре Чако властвовали женщины. К таким выводам исследователи пришли на основании данных, полученных при ДНК-экспертизе древних останков.

Национальный исторический парк Чако

В Нью-Мексико расположен каньон Чако, где археологи обнаружили огромное захоронение, есть одна богатая гробница. В гробнице были найдены останки мужчины, возраст которого на момент смерти составлял около сорока лет. Вместе с ним погребены еще 13 человек, а также множество разнообразных украшений.

О культуре Чако практически ничего не известно, так как за свою тысячелетнюю историю её представители не оставили никаких письменных источников, способных пролить свет на их культуру и быт. Тем не менее, ученые смогли изучить ДНК и выяснили вот что: общество этой культуры, похоже, было матрилинейным, то есть «титул», социальный статус передавались не по отцовской линии, а по материнской.

Это весьма непривычно, ведь патрилинейная система всегда была более распространена. Да, исключением можно назвать некоторые страны, к примеру, Ликия в античной Турции, где женщины имели весьма широкий спектр прав и большой вес в структуре общества, хотя и не управляли страной. Зато о типе общества Чако, умевших возводить великолепные многоэтажные постройки и развитых в плане культуры и экономики, известно крайне мало.

И археологи обратились к генетикам. Останки людей, захороненных в комплексе Пабло Бонито в комнате №33, были перевезены в Американский музей естественной истории. Кости подвергли радиоуглеродному анализу, чтобы выяснить возраст: самые старые принадлежали людям, умершим примерно в XIII веке до нашей эры, а самые «молодые» относятся к XI веку нашей эры.

Вид с воздуха на Пуэбло-Бонито и на главную киву (святилище древних пуэбло)

Ученые секвенировали ДНК, полученную из костей, и узнали много интересного. Из 14 погребенных 9 оказались кровными родственниками, причем по материнской линии. Остальные останки также связаны отношениями «мать-дочь» и «бабушка-внук».

Один склеп, одна митохондриальная ДНК, богатое захоронение… Выводы генетиков и археологов вполне логичны: статус «элиты» вполне мог передаваться по женской линии. Другие ученые склонны с этим согласиться, однако для подтверждения этой теории нужно исследовать останки и из других захоронений, ведь данный семейный склеп мог просто быть данью традициям влиятельных и зажиточных семей.