Бактерии из кишечника моли помогут в разработке новых антибиотиков

Даже маленькие бабочки шелкопряда не одиноки — внутри них живут бактерии разнообразных видов. Например, в пищеварительном тракте чешуекрылых обитают бактерии Enterococcus Mundtii. Раньше ученые только недоумевали, зачем же необходим данный симбиоз, и только недавно напали на след истины.

Проведенные исследования позволяют предположить, что E. Mundtii выделяет некие токсины, способные поражать микробов. То есть симбиоз, как и положено, взаимовыгодный: бактерии живут и размножаются внутри бабочки, а сам шелкопряд получает «прибавку» к иммунитету.

В частности, бактерия облюбовала конкретный вид шелкопряда – Spodoptera Littoralis, африканский (или египетский) хлопковый листовой червь. Почти половину микробионта бабочки составляет именно E. Mundtii. У личинок бабочки можно обнаружить «родственников» данной бактерии, а вот у взрослой особи уже преобладает именно E. Mundtii.

Spodoptera littoralis

Интересно, с чем же это связано? Учеными были взяты образцы бактерий и у бабочек, и у личинок. Оказалось, что E. Mundtii научилась выживать особым способом: она просто устраняет остальные бактерии, убивая их токсичным пептидом, который способна синтезировать. Причем токсин действует не только на «родственных» энтерококков, но и на другие виды, неспособные защищаться. Если бабочке искусственно ввести бактерии, способные ей навредить, они будут моментально убиты токсинами. То есть E. Mundtii в буквальном смысле заботится о здоровье и жизни хозяина-насекомого, и сама отлично сживает со свету конкурентов.

Открытие, конечно, значимое для энтомологии, но, может быть, это пригодится и людям? Ученые отвечают положительно. Ведь по сути, это ключ к созданию новейшего антибиотика. Одна доминирующая бактерия уничтожает другие, причем избирательно, а не поголовно. В организме человека живут как патогенные, так и полезные бактерии, от которых избавляться вовсе не нужно. А E. Mundtii расправляется не со всеми, в частности, убивает стрептококки, L. Monocitogenes, E. Faecalis, то есть именно тех, кому в организме совсем не место.

Это открытие имеет большое значение для медицины. Хотя сейчас на рынке есть масса антибиотиков, бактерии мутируют и не поддаются воздействию лекарств. Известны случаи, когда человек умирал только потому, что его организм никак не реагировал на антибиотики, и бактерии, увы, победили. Врачи просто не успевают открывать и патентовать новые препараты. Так что если удастся заставить бактерию встать на страже здоровья и бороться с другими, лечение перейдет на новый уровень качества.

Конечно, бактерии еще требуется хорошо изучить, прежде чем делать какие-то выводы. На сегодняшний день ученые проверяют, как E. Mundtii ведет себя в организме других представителей фауны, и, вероятно, не за горами тот день, когда новый антибиотик станет доступен всем.