Йога-сутры Патанджали подробно описывают техники очищения сознания йогина, но не уделяет столько же внимания очищению физического тела.
Впервые об очистительных техниках физического тела, как о методах развития в практике йоги описано в Хатха – йоге – прадипике: Шлока 21 «Необходимость в шаткарме возникает при избыточном накоплении жира или слизи». Шлока 23 «Шаткарма – секретная практика, приносящая чудесные результаты.»
А также в Гхеранда- самхите: «Чанда Капали спросил: О, океан сострадания! Что такое очищение Нади и как его делать? Об этом я хотел бы услышать, расскажи мне об этом. Гхеранда ответил: Воздух не проходит через Нади, когда они загрязнены. Как можно тогда иметь успех в Пранаяме и достичь познания истины? Поэтому сначала нужно упражняться в очищении Нади, а лишь потом в Пранаяме».
Шаткарма в переводе с санскрита означает шесть действий. Дхаути, нети, наули, басти, тратака, капалабхати это шесть уникальных практик, позволяющих избавить организм от токсинов и устранить энергетический дисбаланс в теле.
Выполнение шаткарм обеспечивает свободную циркуляцию жизненной энергии по телу, улучшает восприятие действительности, развивает общую осознанность, наступает прогресс в практике. Шаткармы можно разделить на две группы.
Первая группа нацелена на очищение от токсинов:
- Басти – йогические клизмы для очищения толстого кишечника
* джала (водяная) басти – всасывание воды в толстую кишку через анус, а затем выталкивание содержимого кишечника
* стхала (сухая) басти – всасывание воздуха в толстую кишку и выталкивание содержимого кишечника.
- Дхаути – очищение пищеварительного тракта
* Ватсара дхоути – выталкивание воздуха через анус
* Варисара дхоути (шанкхпрокшалана) – прокачивание подсоленой воды через кишечник
* Вахнисара (агнисара) дхоути – быстрое расширение и сжатие брюшной полости
* Бахистрита дхоути – мытье прямой кишки в руках
* Данта дхоути чистка зубов
* Джихва очищение языка
* Карна очищение ушей
* Капалрандхра – очищение синусовых ходов
* Чакшу – очищение глаз
* Данда дхоути – введение мягкого бананового ствола в желудок
* Вастра дхоути – глотание длинной тонкой веревки
* Ваман дхоути – извергание содержимого желудка
* Мула шодхана (очищение прямой кишки)
- Наули – брюшные манипуляции, как массаж органов брюшной полости.
* Мадхьяма наули – выделение срединного жгута мышц живота
* вана наули – вращение прямой мышцы живота слева направо
* дакшина наули – вращение прямой мышцы живота справа налево
Вторая группа ориентирована на очищение органов восприятия
- Нети – очищение носовых проходов
* Джала нети – промывание носа соленым раствором воды.
* Сутра нети – прочищение носа хлопчатобумажным шнурком или резиновым катетером.
- Тратака – очищение слезных каналов, укрепление мышц глаз и оптических нервов
* бахиранга, или внешняя тратака, концентрация немигающего взгляда на внешнем объекте
* антаранга, или внутренняя тратака, мысленная концентрация на объекте с закрытыми глазами
- Капалабхати – очищение носовых каналов и стимуляции головного мозга
* ваткрама – ритмичные вдохи и выдохи с упором на выдох
* вьюткрама – втягивание воды ноздрями с выведением через рот
* шиткрама – втягивание воды ртом с выведением через нос.
Изначально в Индии шаткармы назывались секретными практиками и передавались от учителя к ученику, так как неумелая самостоятельная практика могла нанести вред здоровью. Поэтому очень важно пройти обучение шаткармам у квалифицированного преподавателя, предварительно ознакомившись со списком противопоказаний.
Мое Первое знакомство с шаткармами началось с капалабхати на занятиях йогой. Однако настоящее погружение мир очистительных практик произошло на курсе обучения основам йоги «Ключи к практике».
Сказать, что это произвело впечатление, не сказать ничего. Особенно меня поразила практика сутра нети, которую преподаватель нам продемонстрировал непосредственно на занятии. Первым порывом было закрыть глаза, а в голове пульсировала мысль – «никогда не смогу засунуть в нос катетер и вытащить его через рот».
Преподаватель рассказала о том, что регулярное выполнение сутра нети способствует очищению и стимуляции слизистой носоглотки, устранению мигрени и искривления носовой перегородки, улучшению работы мозга, даже привела примеры из жизни людей, которым практика помогла. Спустя некоторое время эмоции стихли остался интерес к проверке своих способностей в выполнении практики.
Пообещав себе, что ничего насильно делать не буду, что остановлюсь, как только станет страшно, приступила к выбору главного участника – катетера. Долго выбирала на сайтах, консультировалась с продавцами в поисках самого тонкого и надежного. Надо сказать, что дефицит нужных катетеров разбудил желание во чтобы то ни стало найти его и выполнить практику. Наконец поиски успешно завершились приобретением упаковки замечательных оранжевых упругих жгутов.
Перед использованием катетер прошел антисептическую обработку кипячением, затем нанесла на него несколько капель «Пиносола» (хотя можно использовать и другое масло), и введя кончик аккуратно стала проталкивать катетер по носовому проходу. Периодически останавливалась, дышала, когда накатывал страх от происходящего.
Благодаря подробным и доходчивым объяснениям преподавателя, продвинуть жгут до носоглотки через каждую ноздрю удалось с первого раза, он ощущался при сглатывании. О том, чтобы подцепить кончик пальцами и вытянуть его через рот не могло быть и речи, это казалось совершенно невыполнимым.
Следующие несколько дней прошли в привыкании к новым ощущениям, методично вводя катетер в каждую ноздрю до носоглотки делала по тридцать возвратно-поступательных движений. Когда процедура перестала вызывать волнение начались попытки подцепить жгут.
Скажу сразу, что на освоение ушло дней пять, жгут никак не давался, ловко проскальзывая между пальцами, и этим здорово напоминал угря. Но дорогу осилит идущий, настал тот день, когда практика полностью была выполнена. С тех пор в паре с капалабхати она стала неотъемлемой частью ежедневных утренних процедур, даря бодрость и ясность на весь день.