Тибетский подход к питанию и лечению организма
Тибетский подход к питанию и лечению организма

Источники тибетской медицины

Тибетская медицина отличается от других медицинских традиций Азии, в частности от Индийской и Китайской, более поздним появлением, начиная с VII века а так же эклектичной природой её источников, по большей части заимствованных из иностранных традиций.

Такое положение вещей обусловлено прежде всего географическим положением Тибета, находящегося на перекрёстке Китая, Индии и Сибири.

Кроме того, находясь на шёлковом пути, тибетская традиция интегрировала в основном китайские и индийские практики, и в связи с положением на «крыше мира» получила своеобразную культурную и целительскую специфику.

Несколько редких тибетских манускриптов, относящихся к IX и X вв., т.е. к добуддистскому периоду, свидетельствуют о существовании демонических верований в божества и лекарей, защищавших людей от злых духов и болезней с помощью секретных ритуалов и экзорцизма. Траволечение не упоминается в этих магическо-религиозных практиках, оно было интегрировано позднее.

Начиная с VIII века аюрведа приживается на Тибете, и некоторые трактаты, такие как Аштанга Хридая самхита и Йогасатака, переводятся на тибетский язык.

Тибетская медицина заимствует из Аюрведы некоторые концепции анатомии и физиопатологии, такие как доктрина трёх основных нарушений приводящих к заболеваниям из за дисбаланса трёх главных жизненных принципов – ветра, желчи и слизи. С XIII века Тибет был отрезан от Индии.

Контакты между Тибетом и Китаем развивались начиная с VII века, когда китайская принцесса Венченг выходит замуж за тибетского короля. Она привезёт с собой трактаты китайской медицины, которые были переведены на тибетский язык. Следующее столетие было отмечено переводами китайских медицинских трактатов и путешествиями тибетского врача Гьютогба Старшего в Китай, а так же пребыванием на Тибете Китайских врачей. Благодаря таким обменам в тибетской традиции появляются китайские методы диагностики на основании данных пульса, метод моксибации и знания о некоторых китайских целебных травах. При этом теория пяти элементов – воды, воздуха, огня, дерева и металла и дуальность юнг/янг не прижились в тибетской традиции.

Медицина индийских сиддхов или «безупречных» встретила некоторый успех на Тибете. Если физиопатологические принципы трёх витальных сил — ветра, желчи и слизи заимствованы из аюрведы, то практики сиддхов с присущими им экстраординарными способностями, такими как левитация и ясновидение, добавляют алхимические практики и использование химически обработанных минералов.

Благодаря персидским медикам из школы Йондичапур, обученным основам медицины Гиппократа, греческие медицинские традиции так же проникают на Тибет.

Фундаментальный текст тибетской традиционной медицины носит название Чжуд Ши, «Четыре основы», или «трактат секретного наставления из восьми ветвей источник амброзии». Это перевод трактатов аюрведы VIII века, который хранился в секрете на протяжении трёх столетий и в XI веке переработанный Гьютогбой Младшим, с последующими дополнениями XVII века.

Филологический анализ текста этого произведения доказывает распространённую среди тибетских эрудитов точку зрения о том, что дошедший до нас вариант «Четырёх основ» не является простым переводом аюрведических текстов, но, включая дополнения, заимствованные из не индийских источников, имея ясную логическую структуру в представлении идей, принадлежит тибетскому автору, скорее всего Гьютогбе Новому, жившему в XII веке.
В XIV веке этот труд был переведён на монгольский язык и поэтому тибетская медицина так же распространилась в Монголии.

«Наставление старейшин» XIV- XV вв., «Хрустальное зеркало» XVIII в., а так же «Хрустальный блок» XVIII в, наряду с Чжуд Ши являются основополагающими текстами тибетской медицины.

Помимо письменных, важное место занимают иконографические источники, представляющие медицинские растения, анатомические карты и изображения персонажей, связанных с терапией, таких например как Будда Медицины.

Особый интерес для изучения представляют Мандалы – духовные фигуративные схемы, такие как например Мандала Будды Медицины с основанием из квадрата, на котором отмечены четыре точки света, вписанного в круг, с Буддой в центре и тремя уровнями бытия : внешним, внутренним и секретным. Будда держит в левой руке чашу с нектаром исцеления и в правой ветку алычи (Prunus cerasifera).

Актуальная практика

Тибетская медицина практикуется в наши дни на Тибете, в Монголии, в Китае ( провинции Сичуан, Юннан, Ганзу, Кинчай), на севере Индии и в Непале.

Сегодняшняя ситуация на Тибете представляет опасность для Гималайской флоры, включающей около 6000 видов лекарственных растений.

Действительно, множественные индустриальные центры предлагают на китайский и международный рынок лекарства из тибетских растений, собирая всё большее количество тибетских трав и не заботясь о восстановлении биологического баланса тибетской флоры. Учитывая хрупкость равновесия горных экосистем, практика неконтролируемых сборов растений может привести к окончательной потере многих видов лекарственных растений.

Теоретические основы физиологии и патологии Тибетской медицины

Важные принципы доктрины Тибетской медицины сосредоточены во 2й тантре трактата « Четыре основы», а именно Объяснительной тантре, которая в большей части была перенята из аюрведы и дополнена местными культурными традициями, определёнными в большей степени буддистской философией.

Тибет использует концепции всех азиатских медицинских систем, являющихся медициной функций, энергетики, поскольку функция есть результат действия энергии.

Энергия проявляется в трёх основных формах:

Пять элементов

Основным положением считается учение о том, что любая материя, живая или не живая, есть комбинация пяти элементов, из которых каждый элемент состоит из характеристик предыдущего и своей собственной в порядке их перечисления:

Так, эфир или пространство, состоит исключительно из качества не сопротивления.
Ветер к не сопротивлению добавляет движение.
Огонь состоит из двух предыдущих состояний и тепла.
Следующей по списку является вода, которая содержит уже четыре качества , где к трём предыдущим добавляется текучесть.
И, наконец, земля является наиболее сложным элементом, содержащим уже пять состояний, включая дополнительно твёрдость.

В зависимости от комбинаций этих основных элементов рождается тот или иной вид материи.

Человеческое тело, включая его психический и физический аспекты так же состоит из пяти элементов, которые, варьируясь по количеству, составляют 7 главных видов тканей: прозрачный сок, производимый благодаря перевариванию пищи, кровь, мышцы, жир, кость, костный мозг и семянная жидкость.

Эти семь тканей составляют структуру тела, некий сомато -психический ансамбль, функционирование которого обеспечивается тремя энергиями организма.

Три энергии (состояния) организма, определяющие индивидуальную конституцию:

Флегма, слизь или «Бад кан», состоящая в основном из элемента воды с добавлением элемента земли, обеспечивает увлажнение тела и механические функции целостности, опоры и т.д.

Желчь, «Мкрис па», содержит элемент огонь, и отвечает за теплообработку в теле, начиная с процесса переваривания пищи и обеспечивая всю цепочку метаболических трансформаций для производства тканей тела. Она является противоположностью флегмы в дуальности Холод/Тепло.

Органический ветер или пневма (от греческого «дыхание, дуновение, дух») «Рлюнг», состоящий из элемента ветер, и отражающий его мобильность и динамику. Это качество регулирует кинетические функции и порождает психическую субстанцию. Пневма образует третий полюс тела, и является посредником между функционирующим телом и сознанием. Из всех субстанций только лишь сознание является связующим звеном между смертью и возрождением, поскольку сохраняется после смерти.

Каждая из трёх этих энергий имеет собственные характеристики:
Флегма — жирная, холодная, тяжёлая, нежная, стабильная и клейкая.
Желчь – маслянистая, острая, горькая, тёплая, лёгкая, слабительная, зловонная.
Пневма – терпкая, лёгкая, холодная, тонкая, прочная и мобильная.

Холод и тепло, которые образуют такие качества как движение, плотность, связь и т.д. присущие главной энергии тела и энергии окружающей среды, например сезонные вариации климата.

Эти характеристики входят так же в более длинный лист качеств, присущих каждой материальной субстанции, образующейся в результате различных комбинаций элементов и энергий. Наиболее значимыми качествами являются вкусы и потенциалы, они определяют активность энергий по теоретическому принципу, согласно которому каждое качество, увеличиваясь, производит всё больше соответствующей ему материи, и, напротив, уменьшает противоположную. Именно эта физическая закономерность, согласно трактатам Тибетской медицины, лежит в основе влияния на организм сезонов, климатических условий, а так же различных биологических эффектов (благоприятных, вредных или целебных) от стиля жизни, питания или терапии.

Описанная энергетическая триада, поддерживаемая в состоянии равновесия, индивидуального для каждого человека, обеспечивает оптимальное функционирование организма человека, моральное и физическое здоровье всего, что составляет нашу вселенную. И наоборот, результатом дисбаланса этих трёх энергий является болезнь, экологические, природные катастрофы и т.д.

К патологическим факторам относятся не только избыток или недостаток, но так же и менее детализированное в трактатах возбуждение одной из энергий.

Согласно буддистской тибетской философии первопричиной любого страдания является духовная слепота, которая в свою очередь порождает три яда сознания:
— Желание /привязанность символом которой является петух, первопричина болезней ветра;
— Ненависть/Гнев символизируемый змеёй, вызывает заболевания желчи;
— Невежество, символом которого является свинья, первопричина дисбаланса флегмы.

Тибетский лекарь использует разнообразный инструментарий для восстановления равновесия тела.
Но основными остаются 4 важных подхода (1) к лечению:
— Назначение режима питания;
— Изменение гигиены жизни;
— Лекарства;
— Другие терапевтические процедуры…

Тибетский врач считает бесполезным использовать два последних подхода, то есть непосредственно терапевтические средства, в случае, если не использован весь потенциал двух первых. Согласно Тибетским медикам основными факторами, влияющими на энергетическое равновесие человеческого организма являются пища, стиль жизни, сезоны и злые духи.

Принципы правильного питания в Тибетской медицине

Пять элементов, три энергии тела и природа холода и тепла проявляются в различных субстанциях нашей пищи в виде вкуса, качества и потенциала.
Потенциал биологически значимого элемента пищи определяется его энергетическим воздействием на организм.

Фундаментальные тексты Тибетской медицины исследуют влияние пищи на жизненные энергии – желчь, ветер и слизь (флегма) и объясняют принципы взаимодействия между питательными веществами ( биологически значимыми элементами пищи) и пятью составляющими материи.

Пять элементов проявляются через разнообразие вкусов. Сложность заключается в том, что нет точного соответствия вкус — элемент. Существуют скорее смеси из различных компонентов с доминирующим нюансом. В действительности каждый вкус содержит в себе малую часть каждого элемента, при этом один из элементов является доминирующим и придаёт вкусу вполне определенную и характеризующую его особенность. Например нежный вкус происходит от элементов Земли и Воды, и является производной этих двух элементов. Но в то же время в нежном вкусе присутствуют немного Ветра и Огня, и конечно же Эфир, который входит во все вкусы. Основанием вкусов, таким образом, являются элементы, а именно: Земля привносит фундамент, Вода увлажняет, Огонь разогревает, Ветер привносит движение и Эфир – пространство.

В результате взаимодействия элементов образуются 6 основных вкусов:
— Земля + Вода = нежный (сладкий)вкус;
— Огонь + Земля = кислый;
— Вода + Огонь = солёный;
— Вода + Ветер = горький;
— Огонь + Ветер = жгучий;
— Земля + Ветер = вяжущий.

Природа элемента Земли проявляется в тяжести, плотности, маслянистости, нежности, жирности и сухости. Это потенциалы элементов. Функции потенциалов Земли придают прочности конечностям, развивают тело делая его плотным и излечивают заболевания, связанные с энергией ветра Рлюнг.

Природа Воды — это текучесть, холод, тяжесть, маслянистость, жирность и гибкость. Вода увлажняет, смягчает тело, делает его плотным и излечивает болезни связанные с дисбалансом желчи МКрис па.

Природа Огня проявляется через тепло, остроту, сухость, жёсткость, лёгкость и мобильность. Она увеличивает тепло тела, стимулирует максимальное развитие тела, улучшает цвет кожи и излечивает заболевания флегмы Бад кан.

Природа Ветра – мобильность, лёгкость, холод и жёсткость. Она не жирная и не сухая. Природа Ветра укрепляет суставы, разносит питательные вещества по телу и излечивает заболевания флегмы Бад Кан и желчи Мкрис па.

Эфир находится во всём, он впитывается всеми остальными элементами и входит в состав всех лекарств. Он излечивает заболевания всех трёх энергий.

Шесть вкусов обычно распределяются в следующем порядке: нежный, кислый, солёный, горький, жгучий и вяжущий, поскольку их целительное воздействие так же рассматривается в таком порядке.

Вкус определяется языком:
— Сладкий (нежный) липнет к языку;
— Кислый раздражает зубы и сморщивает лицо, он провоцирует обильную секрецию слюны;
— Солёный производит тепло и так же вызывает обильное слюноотделение;
— Горький вкус очищает плохой запах и увлажняет рот;
— Вяжущий вкус клеится к нёбу и даёт ощущение шероховатости.;

Целебные свойства, происходящие от Огня и Ветра, имеют восходящую силу, от Земли и Воды – нисходящую. Лекарством на Тибете считаются не только и не столько пилюли, но прежде всего подбор нужных организму питательных веществ в зависимости от их потенциала.

Пищеварение

Согласно текстам, корневая причина всякого хронического заболевания кроется в плохом пищеварении. Оно является фундаментальной функцией любого живого организма. Не стоит забывать о том, что пищеварение является самой энергоёмкой функцией организма и изнуряет организм.

Кровь приливает к органам пищеварения, где вся энергия направлена на то, чтобы расщепить поступившие продукты и трансформировать их в химические частицы годные для поглощения кровью и ассимиляции клетками.

Весь этот процесс регулируется пищеварительным огнём, и полностью зависит от равновесия пищеварительной терморегуляции.

Вкусы согласно Тибетской традиции, способны оказывать влияние на пищеварительный огонь и на всю физиологию пищеварения. При дисфункции пищеварительного огня отсутствует способность корректного распознавания характеристик питательных элементов и вкусы искажаются.

Критерием нормального функционирования пищеварительного огня служит корректное функционирование желчи. От неё зависит тепло Ветра и Слизи, тепло тела и выделений, поддержание здоровья, энергии, хороший внешний вид и долголетие.

Желчь разделяет в поглощённой пище нужное и отходы, убирает отходы из зоны пищеварения, а так же препятствует попаданию непереваренных частиц в каналы, по которым передаются питательные вещества.

При сильном пищеварительном огне все питательные вещества поступают сверху вниз, в естественном направлении. Если же огонь охлаждается, переваривание недостаточно, и пища проходит не питая тело, впустую, ослабляя тем самым важнейшие функции организма.

Основные потенциалы вкусов

Вкус пищи является залогом хорошего здоровья. Потерявший вкус и аппетит заболевает. Вкус, пищеварение, аппетит и здоровья взаимосвязаны и влияют друг на друга. Главным правилом питания в Тибетской традиции является экология вкуса. Необходимо ограничиться только естественными вкусами, исключая все искусственные продукты.

Сладкий (нежный) вкус

Функции этого вкуса благоприятны для организма, так как являются питательными, тонизирующими и восстанавливающими. Сладкое укрепляет тело, продлевает жизнь в преклонном возрасте, стимулирует энергию детей, корректирует плохое питание. Сладкий вкус регулирует дисбаланс рлюнг и мкрис па. Однако, излишки сладкого увеличивают количество слизи и накопление жира. Сладкий вкус охлаждает пищеварительный огонь и как следствие замедляет пищеварение. Умеренное потребление сладкого улучшает настроение, чувство комфорта. Излишки же провоцируют вялость, леность, сонливость, приводят к ожирению. На слишком нервных людей с преобладанием Ветра сладкое оказывает позитивное воздействие, принося успокоение и умиротворение.

Кислый вкус

Увеличивает пищеварительный огонь и тепло тела, стимулирует аппетит, корректирует излишек флегмы и улучшает пищеварение. Стимулируя внутреннюю секрецию и поступление желчи, кислое в начале приёма пищи и в ограниченных количествах помогает затруднённому пищеварению.

При внешнем применении кислосодержащее вещество выступает как лёгкий анальгетик, блокируя чувствительность и освобождает стагнацию ветра. Излишки кислого возбуждают кровь и желчь, размягчая тело, нарушая зрение, а так же провоцируют головокружения, отёки и прыщи.
Кислый вкус стимулирует живость ума.

Солёный вкус

Придает крепости телу, успокаивает излишки Ветра, и очищает засорения в энергетических каналах, оказывает слабительное действие и в больших дозах имеет рвотный эффект. Тёплый соляной компресс провоцирует потоотделение, усиливает пищеварительный огонь и стимулирует аппетит. Солёный вкус устраняет дисбаланс Ветра. Излишки соли приводят к выпадению волос и поседению, выпадению зубов. Излишнее употребление соли увеличивает количество морщин, приводит к жажде, провоцирует заболевания крови и желчных путей. Соль задерживает воду, приводя к отёчности, так как основная характеристика соли это влажность. Излишки соли приводят к повышению артериального давления и язвам.В психологическом плане соль приводит к прямолинейности и искренности, а в случае излишков – жёсткости и косности.

Жгучий вкус

Является тёплым и горьким, излечивает заболевания горла, проказу, ларингиты и фарингиты. Жгучий вкус подсушивает раны, усиливает пищеварительный огонь и упрощает пищеварение. Стимулирует аппетит. Жгучесть сжигает жир, некрозы, реагирует как очищающее и открывает каналы. Жгучий вкус показан при лечении заболеваний слизи Бад кан, вызванных излишком жидкости, так как имеет способность к осушению. Жгучий вкус может быть показан при нарушениях энергии рлюнг, при условии умеренного дозирования. Основная роль тёплого жгучего вкуса содержится в очищении и эвакуации всех застойных нечистот, например в кишечнике. Является хорошим противоглистным средством. Излишки жгучего сжигают жидкости, могут провоцировать деформацию суставов, боли в пояснице и спине, а так же увеличивают покраснение, ухудшают состояние ожогов, высушивают кожу и все слизистые.

В психологическом плане жгучий вкус должен употребляться очень осторожно.

Быстрое поступление жара, и даже огня, может обернуться излишней раздражительностью и гневом, агрессивностью и безрассудностью.
К тому же жгучий вкус может провоцировать непреодолимые желания и в частности сексуальные влечения.

Горький вкус

Горечь однозначно холодная и легкая. Она устойчива во времени, излечивает анорексию, глисты, жажду, проказу, слизистую и желчную рвоту, снижает температуру тела при инфекционных заболеваниях и является противоядием.

Она высушивает некрозы, жир, кал и мочу. Она излечивает заболевания грудной полости и хрипоту. Горький вкус показан для облегчения нарушений Мкрис па желчи, и в особенности для лечения нарушений пищеварения, вызванных излишком пищеварительного огня. Горький вкус является жаропонижающим средством, смягчает воспаления разнообразной природы внешние и внутренние. Горечь имеет так же бактерицидные свойства, устраняет жировые отложения и масла.

Излишки горечи сжигают составляющие тела и усиливают нарушения Рлюнг и Бад кан. При этом тело ослабевает и истощается. Появляется безразличие и головокружения.
На ментальном уровне небольшие дозы горечи проясняют ум и идеи. Может стимулировать видения духовных путешествий и познания с их помощи реальной сущности вещей.

Вяжущий вкус

Слегка охлаждает, может замедлить пищеварение, обладает сосудосуживающим свойством и замедляет все функции организма. В связи с этим вяжущий вкус останавливает кровотечение, прекращает диареи. Вяжущий вкус увеличивает Рлюнг и подавляет Бад кан и Мкрис. Излишек вяжущего вкуса, довольно редкое явление, провоцирует параличи, спазмы и конвульсии, затрудняя и блокируя циркуляцию энергии.

На психологическом уровне может вызвать стремление к аскетизму и простоте.

Излишек вяжущего вкуса может привести к безразличию, отстранению от мира и даже к отвращению ко всему что находится в нашем грешном Мире.

Таким образом тибетский врач в процессе диагностики устанавливает соотношение основных энергий, и в зависимости от диагноза назначает режим питания комплектуя различные вкусы, которые выступают в качестве лекарственных средств. Помимо названных методик процесс лечения может включаться траволечение, вакуумные присоски (медицинские банки), массаж, воздействия на рефлекторные зоны и другие способы исцеления. Необходимо подчеркнуть, что основным терапевтическим методом остаётся лечебное питание и здоровый образ жизни.

Как правильно утверждают Тибетские врачи:
«Если человек правильно питается и следует заповедям здорового образа жизни… ему не нужны лекарства. Но если он питается неправильно… лекарства ему не помогут».

Dr Namgual QUSAR, Jean-Claude SERGENT « Médecine tibétaine et alimentation » p.24

Подготовлено по материалам:

1. Dr Namgual QUSAR, Jean-Claude SERGENT «Médecine tibétaine et alimentation»

2. La médecine tibétaine: sources, concepts et pratique actuelle: actes de la journée du 8 avril 2006 à Metz (France) / [organisée par la Société française d’ethnopharmacologie; l’Institut européen d’écologie]; coordonné par Jacques Fleurentin et Jean-Pierre Nicolas

3. Forme et santé par la médecine tibétaine: un héritage pour notre temps / Marie-France Garaude-Pasty; 2009