Джняна-йога — это йога Вед (наиболее древние тексты дошедшие
до нашего времени) и ранних Упанишад (комментарии к Ведам). О йоге познания
речь идет в ряде классических текстов йоги

Джняна-
йога как путь мудрости
(для сообщества йога-туров)

Джняна-йога. Направления йоги.

Джняна-йога
(или йога мудрости, йога знания) является одним из четырех основных направлений йоги(см. предыдущую статью). При
этом под знанием здесь имеется в виду вовсе не интеллектуальное или рассудочное
знание, а своего рода мистическое, интуитивноепостижение вещей самих по себе,
переживание тождества Атмана (души человека и
всех живых существ) и Брахмана (Бога,
первопричины всех вещей).

Познание в джняна-йога это всецело трансцендентное или
духовное состояние, а не концепция, которая может быть постигнута просто с
помощью материального разума. Когда в поисках своей истинной природы путем
самоосознания разрушаются ложные
представления о реальности, вплоть до стирания различий между познающим, познаваемым и
познанием. Говоря другим словами возникает состояние
«недвойственности»

Джняна-йога — это йога Вед (наиболее древние тексты дошедшие
до нашего времени) и ранних Упанишад (комментарии к Ведам). О йоге познания
речь идет в ряде классических текстов йоги, таких как «Бхагавадгита»,
Гхеранда-самхита» В классическом ее
варианте, джняна- йога тесно связана сучением — Адвайта-ведантой
(Учением о недвойственности). Изначальная идея которой, что «истинное
Я» человека, некогда не было отделено от Высшего разума и основная задача
практики — это вспомнить своё изначальное состояние.

К
адептам этой ветви йоги относятся такие великие Учителя, как: Рамакришна, Рамана Махарши, Кришнамурти, Свами Вивекананда, Муджи.

Джняна-йога
глубоко исследует тонкости человеческого разума, ментального тела (Манамая-коша)
и тела интеллекта и интуиции, которое согласно философии йоги называется —
Виджнянамайя-коша), где слово коша — означает вместилище. Подробнее об этих
важных аспектах йоги, мы будем рассказывать в с следующих уроках.

Джняна-йога. Направления йоги.

Итак,
как было сказано выше, Джняна-йога глубоко исследует тонкости человеческой
психики. Например, вопрос: «Кто я?» тщательно рассматривается, пока не
исчерпываются возможности разума и его способность мыслить, рассуждать,
испытывать различные эмоции, формировать убеждения и выстраивать концепции.

При
постоянной практике, когда рассудок исчерпал свои возможности и больше не может
дать четкого ответа, потому что любой ответ на вопрос «Кто Я», не
способен дать вразумительного ответа, который невозможно опровергнуть или
понять, что это временная идея, которая
сменяется другой. Например, если человек отождествляет себя с эмоциями, то
видит, как они довольно быстро сменяются. С мыслями и ролевыми играми,
происходит подобные процессы. Тогда сознание расширяется и начинает свою работу
подсознание. Сконцентрировавшись на внутреннем, и минимизировав поступление
внешней информации, ум погружается в своё естественное состояние, как говорят
буддисты — пустоту, как говорят практики йоги — ясность, как говорят
трансперсональные психологи — самость или истинную природу. И человек
освобождается от границ своего разума. И, именно, в этом
состоянии, а не в лихорадочной гонке мозга происходит осознание своего
подлинного «Я». Это основная задача всех видов йоги.

Более подробную информацию о Джняна-йоге, Вы можете найти на сайте Московского Университета Йоги

Джняна-йога. Направления йоги.

В следующем
уроке мы продолжим рассмотрение других направлений йоги и разберем Карма-йогу.